Профиль,
7 декабря 2009 г.
По старинке 1014 просмотров
Вводя европротокол, государство пыталось облегчить жизнь автовладельцам, но те предпочитают идти старым путем - хоть и труднее, зато надежнее.
Европротокол, вступивший в силу 1 ноября этого года, особого энтузиазма у народа не вызвал. По идее, новая процедура оформления ДТП должна была облегчить жизнь участникам дорожного движения. Казалось бы, живи и радуйся: не нужно терять время, ждать сотрудника ГИБДД, достаточно лишь заполнить протокол об аварии - эти документы выдаются в страховой при покупке полиса ОСАГО. Но, как это часто бывает, в реальности все оказалось не так хорошо.
Трудности возникают уже на этапе заполнения бланка, описывающего грустную историю столкновения двух железных коней. Занимает оно порой полтора-два часа. Нужно перечислить большое количество документов (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номера обоих полисов ОСАГО и т.д.) и описать аварию по всем пунктам, включая расстояние до обочины. Придется рисовать схему аварии. Хотя есть стандартные схемы, листок с которыми выдается в страховой компании, не всегда водитель может точно классифицировать ДТП и снабдить описание нужными деталями. Ряд страховщиков, конечно, предоставляет консультации по телефону. Но иные отмахиваются, ссылаясь на выданные вместе с полисом инструкции. Кое-где предлагаются услуги аварийного комиссара, который приедет на место происшествия и самостоятельно заполнит протокол, но за деньги - тариф зависит от политики компании, региона и иногда от стоимости застрахованной машины. Да и с пробками нашими представитель страховщика может ехать к месту происшествия дольше, чем сотрудник ДПС. Так что экономия времени в данном случае под вопросом.
Из-за всей этой неразберихи и сомнительной временной выгоды водители предпочитают по старинке вызывать ГИБДД. А потому утверждать, что россияне полностью освоили механизм урегулирования убытков по европротоколу, было бы чересчур оптимистично. Страховщики констатируют: новыми возможностями пользуются только 1-5% от числа водителей, чей случай подпадает под условия европротокола. "Лучше быть уверенным, что твое заявление с извещением о ДТП и справкой формы 748 примут и рассмотрят, чем оформлять извещение, не имея четких критериев заполнения", - поясняет Сергей Рябцев, начальник отдела андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта СК "Согласие".
Да и сами страховщики не спешат внедрять новые правила поведения на дороге. "В нашей местной страховой компании мне сказали: не надо оформлять ДТП без гаишника. Себе же дороже - ничего потом не докажете", - жалуется на одном из тематических форумов житель Казани. Водители и сами понимают необходимость "подстраховки" (такая вынужденная тавтология). Если представителя ДПС не вызывать, вероятность получить отказ в выплатах увеличивается в разы, в нынешние времена страховщики не спешат раскошеливаться.
Страховщики в свою очередь считают, что их клиенты тоже не лыком шиты: мошенничество в страховой сфере и так цветет пышным цветом, а "упрощенка" открывает новые возможности перед нечистыми на руку клиентами. "Допустим, ДТП случилось на самом деле. Но клиент подал извещение, где указал не только реально полученный ущерб, но и царапины и повреждения, которые были до аварии", - приводит пример Игорь Иванов, заместитель гендиректора СК "Ресо-Гарантия". Может, это и так, но для крупных злоупотреблений европротокол бессмыслен: ведь сумма ущерба по аварии не должна превышать 25 тыс. рублей.
Облегчить жизнь автовладельцам должно было и еще одно новшество - возможность прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО. С начала ноября вне зависимости от суммы ущерба автовладелец может обращаться за возмещением в свою компанию, а не в компанию виновника аварии. Ключевое слово здесь "может": если человек хочет прийти в компанию виновника, он имеет на это право. Но гораздо удобнее обратиться к своему страховщику: ему не нужно предоставлять оригинал или заверенную копию полиса виновника, да и офис своей компании обычно расположен по соседству с домом или местом работы.
Самим страховщикам дарованный клиентам выбор не на руку. "Страховщик причинителя вреда может отказать в выплате через страховщика пострадавшего, например, компании могут не сойтись в сумме ущерба. После получения такого отказа человек может уже самостоятельно обратиться за возмещением по традиционному варианту, а для организаций это двойная работа", - рассказывает Сергей Рябцев. По его мнению, со временем схема будет отработана и начнет действовать без сбоев. Пока же и клиентам, и участникам страховой индустрии приходится учиться на примерах конкретных разбирательств. По прогнозу Российского союза автостраховщиков (РСА), на 1 марта 2010 года общее число заявок на прямое возмещение убытков достигнет 160 тыс., а в месяц таких обращений ожидается 12 тыс. "В этой суете как-то потерялась исходная идея прямого возмещения: предоставление клиентам более качественных услуг от той компании, где он застрахован", - замечает Андрей Маклецов, начальник отдела ОСАГО управления андеррайтинга автострахования СГ "СОГАЗ".
Участники рынка считают, что ПВУ поможет крупным и средним компаниям и навредит мелким. Раньше автовладелец покупал свой полис где попало, поскольку выплачивать возмещение ему должна была компания виновника. Сейчас страховщики считают, что люди будут ответственнее подходить к выбору компании, ведь в случае чего за возмещением придется идти к "своим". Такой подход постепенно вытеснит с рынка малоизвестных и недобросовестных страховщиков. Те, что играют на демпинге для наращивания клиентской базы, тоже вынуждены будут уйти: столкнувшись с невыплатами, автовладельцы не станут с ними больше связываться.
Лишиться работы могут и те компании, которые работают в узком сегменте рынка. Обычно это мелкие региональные игроки. "У некоторых из них большая часть портфеля приходится именно на ОСАГО, а это рискованно и невыгодно", - уверяет Игорь Иванов. Ситуация может измениться, если комитет Госдумы по финансовым рынкам продвинет поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие страховое покрытие по "железу" до 200-300 тыс. рублей с нынешних 120 тыс., а по "жизни" - до 500 тыс. рублей со 120 тыс. В этом случае стоимость полисов возрастет на 25-30%. Аргументы - базовый тариф не индексировался 6 лет, а введение прямого возмещения убытков и европротокола сулит страховщикам дополнительные расходы. Хотя идея может потерпеть фиаско. Дело в том, что убыточность (соотношение выплат к премиям) по ОСАГО в этом году в сравнении с прошлогодним показателем сократилась на 10 процентных пунктов. Причина тому не рост продаж полисов, этот рынок уже полностью охвачен, а снижение выплат - всеми правдами и неправдами страховщики уходят от обязанности платить или сбивают суммы. А это значит, что без главного козыря продавить парламентариев страховому лобби будет сложно.
Условия оформления ДТП по европротоколу
- Число участников не более, но и не менее двух. - Нет пострадавших (не причинен вред жизни и здоровью). - Оба участника застрахованы по ОСАГО. - Пострадавший согласен, что размер ущерба не превышает 25 тыс. рублей. - Нет разногласий между участниками аварии. - Извещение о ДТП заполнено полностью обоими участниками.
График 1. Убыточность по ОСАГО (млрд руб.) Графа (1) - - Графа (2) - 9 месяцев 2008 года Графа (3) - 9 месяцев 2009 года Страховые премии(сборы)(1) 58,9(2) 62,76(3) Страховые выплаты(1) 34,1(2) 36,09(3) Источник: Росстрахнадзор.
Екатерина БЕЛКИНА
Вся пресса за 7 декабря 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Выплаты, Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 января 2025 г.
|
|
Агроэксперт, 29 января 2025 г.
Аграриям в 2024 году выплатили свыше 8,1 млрд рублей по страховым случаям
|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 января 2025 г.
В Новой Зеландии раздаются призывы к реорганизации системы медицинского страхования
|
|
ТАСС, 29 января 2025 г.
Испанские таксисты устроили протест из-за роста цен на страховку
|
|
РИА Новости, 29 января 2025 г.
«РСХБ-Страхование» выплатило более 223 млн руб за частичную утрату урожая компании юга РФ
|
|
РИА Новости, 29 января 2025 г.
Кибератака вновь совершена на крупнейшую медицинскую страховую компанию Словакии
|
|
За рулем, 29 января 2025 г.
Госдума разрешила оформлять ДТП через сайты страховщиков
|
|
Forbes, 29 января 2025 г.
Союз автостраховщиков раскритиковал новые инициативы Минфина об ОСАГО
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 29 января 2025 г.
Извещения о ДТП разрешат оформлять через сайт страховой компании
|
|
korins.ru, 29 января 2025 г.
Аграрный комитет СФ утвердил состав рабочей группы по развитию агрострахования
|
|
Интерфакс, 29 января 2025 г.
Доля проданных полисов е-ОСАГО за 2024 год составила 67% в общем объеме
|
|
Интерфакс, 29 января 2025 г.
Доля взысканных РСА по суду средств за виновных в ДТП водителей без полисов составляет 6%
|
|
Новости транспорта, 29 января 2025 г.
В России растет спрос на КАСКО для подержанных машин из-за подорожания запчастей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 29 января 2025 г.
Более трех четвертей страховщиков планируют увеличить инвестиции в технологии в 2025 году
|
|
5 колесо, 29 января 2025 г.
В России упростили оформление ДТП по европротоколу: что меняется для автовладельцев, и почему это важно для страховщиков?
|
|
ТАСС, 29 января 2025 г.
СФ одобрил закон о возможности оформления извещения о ДТП через «Госуслуги»
|
|
Парламентская газета, 29 января 2025 г.
Совфед одобрил закон об оформлении европротокола через сайт страховщика
|
|
Frank Media, 29 января 2025 г.
Страховщики раскритиковали инициативы Минфина об ОСАГО
|
 Остальные материалы за 29 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|